Войтович Татьяна Михайловна
Учитель русского языка и литературы, ветеран труда Ханты – Мансийского автономного округа. Награждена почетной грамотой Управления образования администрации Октябрьского района.
Образование высшее – Тобольский педагогический институт, 1974 год.
Первая квалификационная категория. Стаж педагогической работы – 36 лет.
О себе:
«Хочу поделиться опытом педагогической деятельности и представить свои размышления.
Итак, снова первое сентября, – который уже по счету наш профессиональный праздник. Сколько цветов и улыбок! Но праздник ли? Нет, пожалуй, первый будень из длинного ряда дней, и, может быть, самый трудный, потому что первый.
Предстоит работа...
Теперь, когда мой путь учителя русского языка и литературы, длиною в тридцать лет пройден, я все чаще начинаю оглядываться назад и анализировать. Немало было всего, в том числе и ошибок. Но они рождались увлеченностью, когда новые формы работы просто на некоторое время заслоняли, отодвигали в сторону привычное, устоявшееся. Это неизбежно в поиске, и, если его осознаешь, он не становится непреодолимым противоречием. Стопка общих тетрадей – конспектов помогала, живя настоящим днем, видеть ясно вчерашнее и завтрашнее. Несколько десятков папок «архива», вырезок из газет и журналов, фотоматериалы выставок, иллюстрации к произведениям писателей незаменимый материал работы. Изо дня в день, из года в год собиралось, систематизировалось и все так же из урока в урок служило, обретя цену.
Известен афоризм Д.И. Фонвизина: «Ум, коли он только что ум, самая безделица». Хороша «безделица», думала я, идя домой после трудового дня, особенно когда мне, молодому тогда учителю литературы, этого ума и знаний не хватало. Основа всего, ради чего мы приходим в класс, развить чувства и ум, давать знания, формировать личность осмысленной и творческой. Многое читалось и перечитывалось. Ширился учительский «багаж». И когда чувствовала, что уроки проходили хорошо, ученики слушали сосредоточено, я радовалась, была довольна профессией, которую избрала. Но проходило время, и довольство мое тускнело. Я стала замечать, что многие ученики, с неподдельным вниманием слушавшие на уроке и прилично отвечавшие по заданному материалу, интересуются литературой не всегда с желанием. Я понимала, что сиюминутных результатов достичь невозможно. Скептицизм суждения Д.И. Фонвизина об уме уже не вызывал у меня решительного несогласия. Мало учителю прийти в школу знающим свой предмет – познай того, кого учишь! Началось изучение юного читателя. Постепенно стал привычный разговор. В классе о круге чтения, о глубине понимания прочитанного, как программного, так и внепрограммного. Я поняла, как это много: не просто излагать материал, даже очень увлекательно и со знанием дела, а быть для учащихся, кроме того, опытным старшим читателем.
Все-таки прав был Денис Иванович Фонвизин! Без чуткого, доброго сердца с одним умом можно лишь формально исполнять свои обязанности: дать, как говорится, сумму прочных знаний. Ученики должны доверять мне, верить не только уму, но и сердцу моему. Значит, необходимо пересматривать всё, что имею, необходимо становится совершеннее изо дня в день.
В связи с тем, что требования к литературному образованию возросло, я всё чаще стала применять активные формы обучения, развивать самостоятельность, творческие способности, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Активность, конечно, бывает разная. А главное здесь следующее: только без назидательства, без подавления инициативы учащихся своей волей, с доброжелательной готовностью помочь им в каком-либо начинании, с умением деликатно выразить свое несогласие с ними.
Начиная новый материал, всегда думаю о том, каким бы приемом вызвать у учеников наибольший интерес, активное творческое отношение к чтению. Перед уроком, чтобы заинтересовать ребят, рядом с названием темы появляется конкретизирующий дополнительный материал. Учащиеся, глядя на тему, настраиваются на деловой тон. Обязательно включаю высказывания литературоведов, заметки, портреты, снимки, связанные с именами изучаемых в школе писателей.
Перед изучением творчества М.И. Цветаевой я предложила принять участие в сборе и обработке библиографических материалов, знакомясь с наиболее яркими фактами из жизни. Одна из моих учениц подготовила презентацию со сценарием проекта, которая легла в основу темы. При помощи слайдов был спроецирован видеоматериал на экран, сопровождающийся рассказом «экскурсоводов» – учащихся о жизни и творчестве Цветаевой. Это помогло развить эстетическое восприятие, увидеть и почувствовать сложность творческого пути, мастерство, языковое чутье, создать занимательную атмосферу. А видел заинтересованные глаза учеников – это большая награда для учителя! Сама читаю выразительно стихи поэтессы и привлекаю к чтению учащихся, работаю над интонациями прочтения стихов, готовлю чтение заранее до проведения урока. Видя наглядный видеоматериал, ребята с увлечением начинают подходить к самому трудному – анализу. Слово учителя настраивает учеников на серьезную творческую работу. Обращаю внимание ребят к эпиграфу, написанному на доске: «Каждый стих – дитя любви... незаконнорожденный». Как вы понимаете эту метафору? Одни быстро улавливают связь этих строк с биографией поэта, другие затрудняются ответить на вопрос. На обсуждении эпиграфа не следует долго останавливаться. Его цель возбудить внимание к особенностям образной системы поэта Цветаевой. Ученики записывают эпиграф в тетрадь, и я заканчиваю свое вступительное слово о человеческих чувствах поэта, даруемых любовью. И ещё нацеливаю детей, чтобы они постарались не только правильно понять все слова, но и увидеть все картины, которые за ними стоят. Путешествие в мир поэзии Цветаевой начинаю с программного стихотворения «Кто создан из камня» по вопросам. Заполняется таблица, уточняются значения отдельных слов, обращается внимание на перекличку образов. Делаются выводы о том, что Марина отождествляет себя с Венерой, и именно в этом главное её отличие от всех остальных – обывателей и поэтов. Она – богиня любви, воплощение любви, и поэтому она воскресает. Рождение образа не случайно. Вспомним, что «Марина» в переводе с латинского языка буквально означает «морская». Завершает работу над стихотворением «Кто создан из камня...» знакомство с картиной Ботичелли «Рождение Венеры». Демонстрируется слайд и повторно звучит текст стихотворения, подготовленного наизусть одним учеником. Этот момент урока завершается вопросом. Изменилось ли восприятие стихотворения после подробного коллективного анализа?
Каждый понимает поэзию по-своему: одни слышат в ней «песнь соловья», другие ничего не слышат. Я как-то в классе задала вопрос о поэзии, и один из учеников сказал, что не любит поэзии, потому что она содержит тайный смысл. Искать его трудно. Почему бы автору не сказать все прямо, а не шифровать свои мысли в стихах. Согласны ли вы с этим мнением? Зачем автору вкладывать в стихотворение тайный смысл? Серьезный вопрос заставляет ребят задуматься. Кто-то замечает, что поиск мысли поэта сродни разгадыванию кроссворда. Кто-то допускает, что при прочтении стихотворения у каждого человека возникают свои только ему присущие мысли, и, может быть, в этом тайный смысл поэтического произведения? Размышления ребят дополняю кратким рассказом. Разговор с поэзии можно превратить в увлекательный процесс.
Чтобы заставить ребят самостоятельно мыслить, начинаю урок с проблемных вопросов: «Почему человек пишет стихи? Почему прозе он предпочитает плетение рифм?». «Если диалог не завяжется с первых минут, тс разговор о поэзии останется дозированной информацией со стороны учителя», такой вывод сделала я, изучая творчество того или иного поэта.
Работая с ребятами, я увлеклась нетрадиционными формами проведения уроков. Вот уж где можно развить и активность, и самостоятельность, и творчество, и интерес. Эти уроки позволяют учителю лучше оценить, как усвоена тема, каковы возможности учащихся, их мыслительный уровень. Главное – ученики любят эти уроки, ждут их и участвуют в них с удовольствием, воспринимают как праздники. Они слушают и классическую, и лирическую современную музыку. Их привлекают романсы, которые порой звучат «вживую». Музыкой наполнена каждая строчка стихов Есенина, Пушкина и других поэтов. И литературное кафе «Любовь – волшебная страна», проводимое мною, было бы «бледно», если бы не звучала музыка. Это создавало настроение лиризма и торжественности.
Ребятам нравится чисто внешнее размещение парт по принципу «круглого стола». Деля класс на учебные группы, уравновешиваю их интеллектуально, т.е. формирую так, чтобы в каждой было возможно одинаковое количество отличников, хорошистов, троечников, слабоуспевающих учащихся. Назначаю капитанов – самых знающих учеников (если это КВН). Вопросы составляются поискового характера. Они создают у ребят особый род мыслительного напряжения. Необходимость выступать публично их не сковывает. Они стремятся слушать и слышать «противника» в споре, ценят интересную мысль, суждение догадку. Лозунг «учение с увлечением» находит в нетрадиционных формах обучения свое воплощение. А ведь материал – тот же самый, «программный»! На таких уроках дети часто обращаются к словарям, справочникам, дополнительной литературе – все это развивает самостоятельность, интерес к предмету.
Мною проведены такие нетрадиционные уроки:
Живой пример любви учителя литературы к литературе особенно важен на уроке, и тем более, если материал сложен. Бывают случаи, когда учащиеся не расположены к изучаемой теме, не тянутся к произведениям, ограничиваясь в основном усвоением материала учебника, т.е. создается ситуация «чтения по обязанности». В таких обстоятельствах может изменить к лучшему настроение учащихся учительский пример отношения к изучаемому. Увлекает ребят и выразительное чтение учителя. Иногда приходится ставить небольшой педагогический эксперимент, чтобы определить, как лучше заинтересовать учащихся. Вот вижу: они неохотно читают в 10 классе произведения Салтыкова Щедрина. Если прочитать им выразительно одно произведение писателя – как это скажется на их чтении? Обратятся ли они к книгам или только с интересов послушают? Читаю выразительно в классе моё любимое: сказку Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц». По тому, как я читаю, ученики не могут не видеть, как мне нравится Салтыков-Щедрин. К следующему уроку дети идут в библиотеку и спрашивают, есть ли ещё сказки? На последующих занятиях всё больше книг писателя появляется на партах учеников. После прочтения предлагаю ребятам проиллюстрировать прочитанный материал. Сколько можно
обнаружить интересных сюжетов из «Сказок» писателя у «художников» учеников!? А если ещё иллюстрации будут сопровождаться анализом (пусть даже по вопросам) – это ли не успех!
Самый сложный вид развития творчества у учащихся – это написание сочинений. Порой констатирую: вместо творчества, которое требуется по самой сути работы, перед нами пересказ или компиляция. Мои труды оказались не напрасны, призывы раскрыть тему творчески не нашли отклика. Говорю им: сочинение – это не совокупность сведений, полученных, например, в ходе изучения произведения, а свой самостоятельный взгляд на них, свое отношение к ним. Значит, творчество – это свои чувства и мысли по отношение к герою, произведению, самостоятельно найденные цитаты, подтверждающие свою позицию, свои сопоставления и примеры из жизни, литературы, телевидения. Однако творческим сочинение должно быть не только по содержанию, но и по форме, своя манера изложения, свои художественные средства.
Начиная с 5 класса, я стала практиковать такие работы: «Мои мысли и чувства при прочтении...», «Мой любимый герой...», «Что я думаю о поступке героя...». Приучаю перед классом прочитывать «творения» самих учеников, чтобы они на слух определяли, чья работа лучше. Надеюсь, что когда эти дети подрастут, и будут учиться в старших классах, их творческие работы будут интересны.