Анализ работы по информатизации
МКОУ «Шеркальская средняя общеобразовательная школа»

за 2011-2012 учебный год

 

Цель по информатизации школы на 2011 – 2012 учебный год:

Повышение качества и доступности образования через активное использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов Интернет всеми участниками образовательного процесса, интеграция школы в единое электронное образовательное пространство.

 

 Задачи по достижению этой цели заключалась в следующем:

  1. Создание единого информационного образовательного пространства для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  2. Автоматизация управленческой и организационно-распорядительной  деятельности школы, взаимодействие с образовательными учреждениями и органами управления образованием.
  3. Обеспечение условий для формирования  информационной культуры учащихся, доступа к электронным ресурсам Интернет и локальной сети школы, профессионального самоопределения.
  4. Использование информационных технологий для непрерывного  профессионального образования педагогов и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

Информатизация школы, как и информатизация общества, в настоящее время претерпевает бурное развитие.

Сейчас редкая школа не применяет в своей работе информационно-коммуникационные технологии, использование которых позволяет резко усилить инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека, высвободить творческий потенциал личности за счет экономии времени при обработке информации различного типа, передачи компьютеру выполнения некоторых видов рутинной работы человека.

Информатизация школы имеет ряд достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование.

Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования (рост объема выполненных на уроке заданий, разнообразие заданий).

Повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. Наличие своевременной и достоверной информации, компьютерных инструментов для ее обработки и анализа позволяет принимать более взвешенные решения именно тогда, когда в них назрела необходимость. Например, автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости в АИС «Электронный классный журнал» позволит администрации школы оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.

Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования. Сформированная информационная культура открывает перед людьми принципиально новые возможности для самореализации. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций, четкого выявления точек применения усилий (подготовка дидактических материалов).

За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал.

Информационная среда повышает уровень активности ученика, развивает способности альтернативного мышления. Формируется умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.

Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизацию следует считать перспективным направлением для всей системы образования.

 

Информатизация школы – это, безусловно, инновационная деятельность, направленная на разработку и внедрение информационно – коммуникационных технологий:

1.  в учебно-воспитательный процесс для подготовки обучающихся к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной подготовки на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;

2.  в управление школой для повышения эффективности и качества процессами управления;

3.  в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

И наша школа не является исключением.

Педагогический коллектив школы активно внедряет в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии.

С каждым годом применение ИКТ учителями принимает широкий охват, уроки становятся более наглядными, интересными и мобильными. В этом году проведено 39 открытых уроков и внеклассных мероприятий с применением информационно – коммуникационных технологий.

 

 

Контроль проведения уроков с использованием ИКТ показал, что количество педагогов, проводящих уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, заметно увеличивается: активно применяют презентации Power Point на уроке 70% педагогов, используют другие информационные технологии (интерактивные учебники на платформе 1 С Образование, виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Цоры – 32 % педагогов. Применяемые презентации выполнены на хорошем техническом и методическом уровне, отдельные разработки заслуживают высокой оценки.

В 2011 – 2012 учебном году очно прошли курсы повышения квалификации на расширение знаний по ИКТ на базе ММЦ Октябрьского района 4 педагогических работника : Дмитрина О.Ю., Тимонина Т.С., Кляпова Л.А., Кононова И.Е.

Одной из форм повышения квалификации педагогов является активное участие в вебинарах.

Учащиеся школы продолжают участвовать в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах и добиваются хороших результатов.

 

 

Из диаграммы хорошо видно что, не смотря на сокращение численности учащихся, участие в дистанционных конкурсах,  олимпиадах, проектах растет (наблюдается положительная динамика).

Уже традиционными в нашей школе стали:

- Международная олимпиада по основам наук в Уральском Федеральном округе, проводимая дистанционно Автономная некоммерческая организация "Дом Учителя Уральского федерального округа» (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР).

В III этапе заключительном этапе VII международной олимпиады по основам наук в Уральском Федеральном округе участвовали 16 учащихся. Высокие результаты показали:

- Николаева Светлана, 5 класс, по русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – бронзовая медаль;

- Слинкина Екатерина, 5 класс, по русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – диплом 2 степени;

- Шипицына Софья, 5 класс, по русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – диплом 1 степени;

- Рыбин Михаил, 5 класс, по русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – диплом 2 степени;

- Киреева Полина, 6 класс, русскому языку (учитель – Резщикова В.К.) – диплом 3 степени;

- Первун Ксения, 6 класс, русскому языку (учитель – Резщикова В.К.) – диплом 3 степени;

- Киреева Полина, 6 класс, обществознание (учитель – Степаненко Н.А.) - диплом 1 степени;

- Овчинникова Ирина, 7 класс, обществознание (учитель – Степаненко Н.А.) - диплом 2 степени;

- Балбашов Александр, 8 класс, математика (учитель – Ефименко А.Н.) – диплом 2 степени;

- Лохов Сергей, 5 класс, информатика (учитель – Ефименко А.Н.) – диплом 3 степени;

- Рыбин Михаил, 5 класс, информатика (учитель – Ефименко А.Н.) – диплом 3 степени;

- Костин Михаил, 6 класс, биология (учитель – Майборода И.И.) – диплом 3 степени;

- Курикова Анастасия, 9 класс, биология (учитель – Майборода И.И.) – бронзовая медаль;

- Коваль Оксана, 7 класс, биология (учитель – Майборода И.И.) – диплом 3 степени;

- Шипицына Софья, 5 класс, природоведение (учитель – Майборода И.И.) – диплом 3 степени;

- Тимофеева Дарья, 6 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;

- Киреева Полина, 6 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;

- Шипицына Софья, 5 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;

- Рыбин Михаил, 5 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 3 степени;

- Первун Ксения, 6 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;

- Налобин Александр, 6 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени.

9  учащихся были отмечены дипломами участников.

 

- Центр творческих инициатив «Snail», г. Омск (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации):

- I Всероссийский дистанционный конкурс «Занимательная биология»;

- III Всероссийский дистанционный конкурс «Биология в терминах»;

- III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии «Человек» (Первун Ксения, 6 класс – лауреат);

- VIII Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку;

- VIII Всероссийский дистанционный конкурс «A Letter to Santa Claus» (английский язык);

- V Всероссийская дистанционная олимпиада по Биологии;

- I Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку. Страноведение;

- V Всероссийская дистанционная неделя Биологии;

- VII Всероссийский дистанционный Марафон знаний «Английский язык» (Новосёлов Анатолий, 2 класс – лауреат);

- VII Всероссийский дистанционный конкурс «Живой мир рядом с нами»;

- I Международная дистанционная олимпиада по Русскому языку.

 

- Всероссийский конкурс «Человек и Природа» по естествознанию (Новосибирский центр продуктивного обучения) (26 учащихся) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации).

 

В этом году учащиеся опробовали свои знания в новых дистанционных проектах:

- Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Наше наследие» (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);

- Всероссийский конкурс «Грамотей – спринт» (АНО «Центр Развития Молодежи») (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);

- Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);

- Всероссийский игровой конкурс «Золотое руно» (ИПО РАО) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);

- Всероссийская олимпиада «Олимпус», весенняя сессия (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);

- Международная игра-конкурс «Русский медвежонок 2011» (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);

- Международный конкурс «BRITISH BULLDOG – 2011» (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);

- Международная олимпиада по основам наук (начальная школа) (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);

- Международный дистанционный конкурс читательской грамотности «Почитай-ка 2012» (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР).

Обучение основам шахматного спорта и развитие шахматного образования осуществляются с применением компьютерных технологий.

В 2011 - 2012 году наши ребята активно участвовали в личном открытом чемпионате округа по шахматам с классическим контролем через Интернет. Дементьев Даниил (3 класс) занял  III место. Руководитель – Степаненко Н.П.

Ребята проходят обучение посредством Интернет – сессии шахматного мастерства (Интернет-портал «Шахматная планета»).

Официальный сайт школы создан и поддерживается.

Адрес сайта  http://www.sherkaly-school.narod.ru/.

В 2011 году сайту школы присуждено 2 место в районном конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения».

Кроме того, созданы и поддерживаются:

сайт шахматного клуба «Шашвош – Шеркалы»: http://shashvosh-sherkaly.narod.ru/

фотосайт школы:  http://sherkaly-school.narod2.ru/ 

сайт физкультуры и спорта:  http://sherkaly-sport.narod.ru/

сайт  «Школа безопасности»: http://sherkaly-sport.narod2.ru/ 

 

В целях распространения педагогического опыта учителей школы разработана и утверждена форма согласия на размещение персональных данных и методических разработок педагогического работника на официальном сайте муниципального общеобразовательного учреждения  «Шеркальская средняя общеобразовательная школа». Почти все педагоги заполнили данную форму. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий некоторых педагогов уже размещены на сайте.

В целях распространения передового практического опыта педагогов, внедряющих информационно-коммуникационные технологии  в образовательный процесс, проведен, уже ставшим традиционным, школьный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ». В конкурсе приняло участие семь педагогов – Ефименко Н.В., Кузнецова И.А., Ефименко А.Н., Дмитрина О.Ю., Торкунова В.М., Кляпова Л.А., Романенок М.А. в двух предложенных номинациях «Урок» и «Внеклассное занятие». И хоть сроки конкурса были растянуты, чтобы все учителя могли подготовить свои разработки для участия, желающих больше так, и не появилось. В номинации «Урок» победителем стала Кузнецова И.А. с разработкой урока «Связь между компонентами и результатом действия деления», в номинации «Внеклассное занятие» Ефименко Н.В. с разработкой мероприятия «Своя игра».

Три педагога (Ефименко Н.В., Носкова Н.П., Коржов С.А.) приняли участие в конкурсе «ИКТ в деятельности педагога» в рамках районного фестиваля «Методический калейдоскоп», из них по итогам конкурса два победителя:

I место - Ефименко Н.В. в номинации «Изучение нового материала»;

I место – Коржов С.А. в номинации «Проверка знаний».

 

В апреле 2012 года проведен педагогический совет «Информатизация школы как инновационный процесс образовательного пространства». Рассмотрены следующие вопросы:

  1. «Информатизация школы как инновационный процесс образовательного пространства». Докладчик - Коржов С.А.
  2. Об утверждении Программы информатизации школы на 2012 – 2015 годы. Докладчик – Коржов С.А.
  3. Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках (из опыта работы). Докладчики: Денисенко Т.И., Сафонова С.А., Лукасевич В.А., Ефименко А.Н.
  4. Знакомство с АИС «Электронный классный журнал». Докладчик – Коржов С.А.
  5. Разное.

Решение педагогического совета:

  1. Определить информатизацию школы как одно из основных направлений развития школы.
  2. Утвердить Программу информатизации школы на 2012 – 2015 годы. Контроль за выполнением мероприятий Программы информатизации школы и своевременной корректировкой возложить на заместителя директора школы по информатизации Коржова С.А.
  3. Заместителю директора школы по информатизации Коржову С.А. организовать проведение обучающих семинаров с педагогическими работниками школы по внедрению и использованию АИС «Электронный классный журнал». Срок выполнения – май 2012 года.
  4. Руководителям школьных методических объединений обеспечить участие во втором районном конкурсе «Инновационный подход в применении ИКТ».
  5. Педагогическому коллективу школы активнее использовать имеющиеся средства ИКТ и ресурсы школьной медиатеки в урочной и внеурочной деятельности, участии в дистанционных проектах различного уровня.

Проведены практические занятия с педагогическими работниками «Работа с программой «Аверс: Электронный классный журнал»».

В рамках Дня медиабезопасности проведены классные часы по основам безопасности при работе в сети Интернет, общешкольное мероприятие « Ах, Интернет, как много в этом звуке!… прекрасного, ужасного, опасного».

На сегодняшний момент в школе общее количество ПК и ноутбуков составляет 76 (из них 12 ноутбуков).

4 компьютера установлено в Интернет – зале, в компьютерных классах – 39, в учебных кабинетах – 14.

В 7 учебных кабинетах, не считая компьютерных, кабинета шахмат, установлены большие мониторы, что позволило использовать ИКТ в учебном процессе без проекционных устройств.

Число компьютеров, подключенных к локальной сети школы – 44. В дальнейшем необходимо предусмотреть возможность подключения к локальной сети школы всех компьютеров в учебных кабинетах для работы с программный продуктом Аверс «Электронный классный журнал».

В школе используется 10 мультимедиапроекторов. Стационарно установлены проекторы в кабинете ОБЖ, читальном зале, каб. 11. Три проектора закреплены за кабинетами (кабинеты 21, 28, 29). Один проектор закреплен за методическим объединением учителей начальных классов и учителей физкультуры. Три проектора находятся у инженера ЭВМ. По заявкам учителей устанавливаются на уроки, внеклассные мероприятия, используются в различных кабинетах.

Имеются две интерактивных доски (кабинет шахмат и читальный зал библиотеки). Имеются три сканера. Всем желающим оказывается помощь в сканировании, 3 телевизора, три видеокамеры, 3 цифровых фотоаппарата (последние активно используются для создания школьных фото- и видеоархивов), 7 копировальных аппаратов (в учительской установлен большой копировальный аппарат, доступ к которому обеспечивается всем педагогам), 2 плазменные панели.

На всех компьютерах ОУ установлено лицензионное ПО, в том числе из пакета «Первая помощь». Дополнительно установлены и имеются для установки программные средства для работы графикой, видео. В Интернет – зале, кабинете информатики, кабинете шахмат установлены контентфильтры для блокирования сайтов порнографической, экстремисткой направленности.

Приобретение компьютерного оборудования и оргтехники происходит в основном за счет внебюджетных средств (грантовские, спонсорские средства).

При автоматизации процесса управления школой средства ИКТ используются для:

1)                      введение и оформление внутришкольной документации;

2)                       составление расписания занятий;

3)                      использование электронной почты для связи с органами управления образования и другими образовательными учреждениями;

4)                       проведение родительских собраний с использованием ИКТ;

5)                       поиск и отбор информации с помощью Интернет;

6)                       проведение педсоветов и совещаний с демонстрацией презентаций;

7)                       проведения районных, окружных мероприятий.

На базе школьной медиатеки имеется 483 CD и DVD- дисков с электронными образовательными ресурсами, 79 дисков с цифровыми образовательными ресурсами, 155 видеокассет.

Необходимо отметить несистематическое использование ресурсов школьной медиатеки педагогами школы. Возможно, это связано с тем, что многие из педагогов приобретают электронные образовательные ресурсы самостоятельно.

В 2012-2013 учебном году необходимо продолжить работу в АИС «АРМ Директор».

Ежедневное ведение электронного классного журнала позволит контролировать учебный процесс, «держать руку на пульсе», своевременно обращать внимание не только классному руководителю, учителю – предметнику, но и администрации школы на плохую успеваемость учащихся, непосещение школы. Программа сама выдает все необходимые отчеты (по пропускам, успеваемости, выполнению календарно – тематического планирования и т.д.)

 

Исходя из вышеизложенного следует, что 2011 - 2012 учебный год с точки зрения развития информатизации образования можно считать весьма удачным для школы. Активно используется материально-техническая  база, увеличилось количество активных пользователей среди учителей, достигнуты неплохие результаты в дистанционных проектах. В 2012 – 2013 учебном году необходимо направить усилия на оптимизацию информационно-технических ресурсов школы, развитие ИКТ - компетентности всех участников педагогического процесса, организацию информационно насыщенной среды.

 

В новом 2012/2013 учебном году перед всем коллективом стоят следующие задачи:

 

·         Переход всех учителей и классных руководителей на электронные формы отчётности (работа с АИС «КРМ Директор», «Аверс: Электронный классный журнал»

·         Поддержка и наполнение школьного сайта, публикации на нём разработок открытых уроков и внеклассных мероприятий всех учителей (ответственными необходимо назначить руководителей МО)

·         Широкое использование новых образовательных информационных технологий

·         Привлечение педагогов и учащихся для участия в дистанционных инициативах по всем школьным предметам

·         Активное использование ресурсов школьной медиатеки, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), электронных учебных ресурсов

·         Создание и наполнение авторских образовательных ресурсов

·         Активное использование ЦОР учащимися для проектной и научно-исследовательской работы

·         Вовлечение родителей к образовательной среде школы через средства ИКТ, сайт школы

·         Дистанционное повышение квалификации

·         Ведение электронных портфолио учителей

·         Ведение электронных портфолио учащихся

·         Участие в семинарах по обмену опытом

·         Активное участие педагогов в конкурсах с использование ИКТ

·         Проведение практических занятий по использованию средств ИКТ

 

 

 

Заместитель директора по информатизации:                                          С.А. Коржов

 

 

Hosted by uCoz