за 2011-2012 учебный год
Цель по информатизации школы на 2011 – 2012 учебный год:
Повышение качества и доступности образования через активное использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов Интернет всеми участниками образовательного процесса, интеграция школы в единое электронное образовательное пространство.
Задачи по достижению этой цели заключалась в следующем:
Информатизация школы, как и информатизация общества, в настоящее время претерпевает бурное развитие.
Сейчас редкая школа не применяет в своей работе информационно-коммуникационные технологии, использование которых позволяет резко усилить инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека, высвободить творческий потенциал личности за счет экономии времени при обработке информации различного типа, передачи компьютеру выполнения некоторых видов рутинной работы человека.
Информатизация школы имеет ряд достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование.
Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования (рост объема выполненных на уроке заданий, разнообразие заданий).
Повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. Наличие своевременной и достоверной информации, компьютерных инструментов для ее обработки и анализа позволяет принимать более взвешенные решения именно тогда, когда в них назрела необходимость. Например, автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости в АИС «Электронный классный журнал» позволит администрации школы оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.
Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования. Сформированная информационная культура открывает перед людьми принципиально новые возможности для самореализации. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций, четкого выявления точек применения усилий (подготовка дидактических материалов).
За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность.
Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал.
Информационная среда повышает уровень активности ученика, развивает способности альтернативного мышления. Формируется умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.
Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных плюсов достаточно. Информатизацию следует считать перспективным направлением для всей системы образования.
Информатизация школы – это, безусловно, инновационная деятельность, направленная на разработку и внедрение информационно – коммуникационных технологий:
1. в учебно-воспитательный процесс для подготовки обучающихся к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной подготовки на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
2. в управление школой для повышения эффективности и качества процессами управления;
3. в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
И наша школа не является исключением.
Педагогический коллектив школы активно внедряет в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии.
С каждым годом применение ИКТ учителями принимает широкий
охват, уроки становятся более наглядными, интересными и мобильными. В этом году
проведено 39 открытых уроков и внеклассных мероприятий с применением информационно
– коммуникационных технологий.
Контроль проведения уроков с использованием ИКТ показал, что количество педагогов, проводящих уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, заметно увеличивается: активно применяют презентации Power Point на уроке 70% педагогов, используют другие информационные технологии (интерактивные учебники на платформе 1 С Образование, виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Цоры – 32 % педагогов. Применяемые презентации выполнены на хорошем техническом и методическом уровне, отдельные разработки заслуживают высокой оценки.
В 2011 – 2012 учебном году очно прошли курсы повышения квалификации на расширение знаний по ИКТ на базе ММЦ Октябрьского района 4 педагогических работника : Дмитрина О.Ю., Тимонина Т.С., Кляпова Л.А., Кононова И.Е.
Одной из форм повышения квалификации педагогов является активное участие в вебинарах.
Учащиеся школы продолжают участвовать в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах и добиваются хороших результатов.
Из диаграммы хорошо видно что, не смотря на сокращение численности учащихся, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах растет (наблюдается положительная динамика).
Уже традиционными в нашей школе стали:
- Международная олимпиада по основам наук в Уральском Федеральном округе, проводимая дистанционно Автономная некоммерческая организация "Дом Учителя Уральского федерального округа» (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР).
В III этапе заключительном этапе VII международной олимпиады по основам наук в Уральском Федеральном округе участвовали 16 учащихся. Высокие результаты показали:
- Николаева Светлана, 5 класс, по
русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – бронзовая
медаль;
- Слинкина Екатерина, 5 класс, по
русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – диплом 2 степени;
- Шипицына Софья, 5 класс, по
русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – диплом 1 степени;
- Рыбин Михаил, 5 класс, по
русскому языку (учитель – Ефименко Н.В.) – диплом 2 степени;
- Киреева Полина, 6 класс,
русскому языку (учитель – Резщикова В.К.) – диплом 3 степени;
- Первун Ксения, 6 класс, русскому
языку (учитель – Резщикова В.К.) – диплом 3 степени;
- Киреева Полина, 6 класс,
обществознание (учитель – Степаненко Н.А.) - диплом 1 степени;
- Овчинникова Ирина, 7 класс,
обществознание (учитель – Степаненко Н.А.) - диплом 2 степени;
- Балбашов Александр, 8 класс,
математика (учитель – Ефименко А.Н.) – диплом 2 степени;
- Лохов Сергей, 5 класс,
информатика (учитель – Ефименко А.Н.) – диплом 3 степени;
- Рыбин Михаил, 5 класс,
информатика (учитель – Ефименко А.Н.) – диплом 3 степени;
- Костин Михаил, 6 класс, биология
(учитель – Майборода И.И.) – диплом 3 степени;
- Курикова Анастасия, 9 класс,
биология (учитель – Майборода И.И.) – бронзовая
медаль;
- Коваль Оксана, 7 класс, биология
(учитель – Майборода И.И.) – диплом 3 степени;
- Шипицына Софья, 5 класс,
природоведение (учитель – Майборода И.И.) – диплом 3 степени;
- Тимофеева Дарья, 6 класс,
английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;
- Киреева Полина, 6 класс,
английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;
- Шипицына Софья, 5 класс,
английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;
- Рыбин Михаил, 5 класс,
английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 3 степени;
- Первун Ксения, 6 класс,
английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени;
- Налобин Александр, 6 класс, английский язык (учитель – Носкова Н.П.) – диплом 2 степени.
9 учащихся были отмечены дипломами участников.
- Центр творческих инициатив «Snail», г. Омск (координатор – Коржов С.А. – заместитель
директора по информатизации):
- I Всероссийский дистанционный конкурс «Занимательная биология»;
- III Всероссийский дистанционный конкурс «Биология в терминах»;
- III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии «Человек» (Первун Ксения, 6 класс – лауреат);
- VIII Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку;
- VIII Всероссийский дистанционный конкурс «A Letter to Santa Claus» (английский язык);
- V Всероссийская дистанционная олимпиада по Биологии;
- I Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку. Страноведение;
- V Всероссийская дистанционная неделя Биологии;
- VII Всероссийский дистанционный Марафон знаний «Английский язык» (Новосёлов Анатолий, 2 класс – лауреат);
- VII Всероссийский дистанционный конкурс «Живой мир рядом с нами»;
- I Международная дистанционная олимпиада по Русскому языку.
- Всероссийский конкурс «Человек и Природа» по естествознанию (Новосибирский центр продуктивного обучения) (26 учащихся) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации).
В этом году учащиеся опробовали свои знания в новых дистанционных проектах:
- Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Наше наследие» (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);
- Всероссийский конкурс «Грамотей – спринт» (АНО
«Центр Развития Молодежи») (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора
по УВР);
- Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);
- Всероссийский игровой конкурс «Золотое руно» (ИПО РАО) (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);
- Всероссийская олимпиада «Олимпус», весенняя сессия (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);
- Международная игра-конкурс «Русский медвежонок 2011» (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);
- Международный конкурс «BRITISH BULLDOG – 2011» (координатор – Коржов С.А. – заместитель директора по информатизации);
- Международная олимпиада по основам наук (начальная школа) (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР);
- Международный дистанционный конкурс читательской грамотности «Почитай-ка 2012» (координатор – Ефименко Н.В. – заместитель директора по УВР).
Обучение основам шахматного спорта и развитие шахматного образования осуществляются с применением компьютерных технологий.
В 2011 - 2012 году наши ребята активно участвовали в личном открытом чемпионате округа по шахматам с классическим контролем через Интернет. Дементьев Даниил (3 класс) занял III место. Руководитель – Степаненко Н.П.
Ребята проходят обучение посредством Интернет – сессии шахматного мастерства (Интернет-портал «Шахматная планета»).
Официальный сайт школы создан и поддерживается.
Адрес сайта http://www.sherkaly-school.narod.ru/.
В 2011 году сайту школы присуждено 2 место в районном конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения».
Кроме того, созданы и поддерживаются:
сайт шахматного клуба «Шашвош – Шеркалы»: http://shashvosh-sherkaly.narod.ru/
фотосайт школы: http://sherkaly-school.narod2.ru/
сайт физкультуры и спорта: http://sherkaly-sport.narod.ru/
сайт «Школа безопасности»: http://sherkaly-sport.narod2.ru/
В целях распространения педагогического опыта учителей школы разработана и утверждена форма согласия на размещение персональных данных и методических разработок педагогического работника на официальном сайте муниципального общеобразовательного учреждения «Шеркальская средняя общеобразовательная школа». Почти все педагоги заполнили данную форму. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий некоторых педагогов уже размещены на сайте.
В целях распространения передового практического опыта педагогов, внедряющих информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс, проведен, уже ставшим традиционным, школьный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ». В конкурсе приняло участие семь педагогов – Ефименко Н.В., Кузнецова И.А., Ефименко А.Н., Дмитрина О.Ю., Торкунова В.М., Кляпова Л.А., Романенок М.А. в двух предложенных номинациях «Урок» и «Внеклассное занятие». И хоть сроки конкурса были растянуты, чтобы все учителя могли подготовить свои разработки для участия, желающих больше так, и не появилось. В номинации «Урок» победителем стала Кузнецова И.А. с разработкой урока «Связь между компонентами и результатом действия деления», в номинации «Внеклассное занятие» Ефименко Н.В. с разработкой мероприятия «Своя игра».
Три педагога (Ефименко Н.В., Носкова Н.П., Коржов
С.А.) приняли участие в конкурсе «ИКТ в деятельности педагога» в рамках
районного фестиваля «Методический калейдоскоп», из них по итогам конкурса два
победителя:
I место - Ефименко Н.В. в номинации «Изучение нового
материала»;
I место – Коржов С.А. в
номинации «Проверка знаний».
В апреле 2012 года проведен педагогический совет «Информатизация школы как инновационный процесс образовательного пространства». Рассмотрены следующие вопросы:
Решение педагогического совета:
Проведены практические занятия с педагогическими работниками «Работа с программой «Аверс: Электронный классный журнал»».
В рамках Дня медиабезопасности проведены классные часы по основам безопасности при работе в сети Интернет, общешкольное мероприятие « Ах, Интернет, как много в этом звуке!… прекрасного, ужасного, опасного».
На сегодняшний момент в школе общее количество ПК и ноутбуков составляет 76 (из них 12 ноутбуков).
4 компьютера установлено в Интернет – зале, в компьютерных классах – 39, в учебных кабинетах – 14.
В 7 учебных кабинетах, не считая компьютерных, кабинета шахмат, установлены большие мониторы, что позволило использовать ИКТ в учебном процессе без проекционных устройств.
Число компьютеров, подключенных к локальной сети школы – 44. В дальнейшем необходимо предусмотреть возможность подключения к локальной сети школы всех компьютеров в учебных кабинетах для работы с программный продуктом Аверс «Электронный классный журнал».
В школе используется 10 мультимедиапроекторов. Стационарно
установлены проекторы в кабинете ОБЖ, читальном зале, каб. 11. Три проектора
закреплены за кабинетами (кабинеты 21, 28, 29). Один проектор закреплен за
методическим объединением учителей начальных классов и учителей физкультуры.
Три проектора находятся у инженера ЭВМ. По заявкам учителей устанавливаются на
уроки, внеклассные мероприятия, используются в различных кабинетах.
Имеются две интерактивных доски (кабинет шахмат и читальный зал библиотеки). Имеются три сканера. Всем желающим оказывается помощь в сканировании, 3 телевизора, три видеокамеры, 3 цифровых фотоаппарата (последние активно используются для создания школьных фото- и видеоархивов), 7 копировальных аппаратов (в учительской установлен большой копировальный аппарат, доступ к которому обеспечивается всем педагогам), 2 плазменные панели.
На всех
компьютерах ОУ установлено лицензионное ПО, в том
числе из пакета «Первая помощь». Дополнительно установлены и имеются для
установки программные средства для работы графикой, видео. В Интернет – зале, кабинете информатики, кабинете шахмат
установлены контентфильтры для блокирования сайтов порнографической, экстремисткой
направленности.
Приобретение компьютерного оборудования и оргтехники происходит в основном за счет внебюджетных средств (грантовские, спонсорские средства).
При автоматизации процесса управления школой средства ИКТ используются для:
1) введение и оформление внутришкольной документации;
2) составление расписания занятий;
3) использование электронной почты для связи с органами управления образования и другими образовательными учреждениями;
4) проведение родительских собраний с использованием ИКТ;
5) поиск и отбор информации с помощью Интернет;
6) проведение педсоветов и совещаний с демонстрацией презентаций;
7) проведения районных, окружных мероприятий.
На базе школьной медиатеки имеется 483 CD и DVD-
дисков с электронными образовательными ресурсами, 79 дисков с цифровыми
образовательными ресурсами, 155 видеокассет.
Необходимо отметить несистематическое
использование ресурсов школьной медиатеки педагогами школы. Возможно, это
связано с тем, что многие из педагогов приобретают электронные образовательные
ресурсы самостоятельно.
В 2012-2013 учебном году необходимо продолжить работу в АИС «АРМ Директор».
Ежедневное ведение электронного классного журнала позволит контролировать учебный процесс, «держать руку на пульсе», своевременно обращать внимание не только классному руководителю, учителю – предметнику, но и администрации школы на плохую успеваемость учащихся, непосещение школы. Программа сама выдает все необходимые отчеты (по пропускам, успеваемости, выполнению календарно – тематического планирования и т.д.)
Исходя из вышеизложенного
следует, что 2011 - 2012 учебный год с точки зрения развития информатизации
образования можно считать весьма удачным для школы. Активно используется
материально-техническая база, увеличилось количество активных
пользователей среди учителей, достигнуты неплохие результаты в дистанционных
проектах. В 2012 – 2013 учебном году необходимо направить усилия на оптимизацию информационно-технических ресурсов школы,
развитие ИКТ - компетентности всех участников педагогического процесса,
организацию информационно насыщенной среды.
В новом
2012/2013 учебном году перед всем коллективом стоят следующие задачи:
· Переход всех учителей и классных руководителей на электронные формы отчётности (работа с АИС «КРМ Директор», «Аверс: Электронный классный журнал»
· Поддержка и наполнение школьного сайта, публикации на нём разработок открытых уроков и внеклассных мероприятий всех учителей (ответственными необходимо назначить руководителей МО)
· Широкое использование новых образовательных информационных технологий
· Привлечение педагогов и учащихся для участия в дистанционных инициативах по всем школьным предметам
· Активное использование ресурсов школьной медиатеки, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), электронных учебных ресурсов
· Создание и наполнение авторских образовательных ресурсов
· Активное использование ЦОР учащимися для проектной и научно-исследовательской работы
· Вовлечение родителей к образовательной среде школы через средства ИКТ, сайт школы
· Дистанционное повышение квалификации
· Ведение электронных портфолио учителей
· Ведение электронных портфолио учащихся
· Участие в семинарах по обмену опытом
· Активное участие педагогов в конкурсах с использование ИКТ
· Проведение практических занятий по использованию средств ИКТ
Заместитель директора по информатизации: С.А. Коржов