Информация для
родителей
по Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования
Уважаемые родители!
С
1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является
исключением и МОУ «Шеркальская средняя общеобразовательная школа», переходят на
новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт
начального общего образования?
Федеральные
государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии
с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой
«совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в
действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки
России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены
на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает новый
ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы
требований:
Что является отличительной особенностью нового
стандарта?
Отличительной особенностью нового
стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие
личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,
формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся
должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения
сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта
являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные
умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД
предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных
учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания
конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной
образовательной программы начального общего образования задает деятельностный
подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным
элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени
начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются
ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях
(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования
УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача
внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся
устанавливает стандарт?
Стандарт устанавливает требования к
результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
Предметные
результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала
обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает
осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно
использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его
возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать
важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с
традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает
не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с
помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового
фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты
обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение
современных видов искусства наравне с традиционными. В
частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов
должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в
доступном Интернете.
В современной школе широко применяется
проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством
реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в
которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о
школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья»,
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый
при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний,
полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же
работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж,
описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования
к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.
ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и
учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным
ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во
внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения
своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее
особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном
учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Во внеурочную
деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго
полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими
психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе –
индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и
т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные)
для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности
должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного
учреждения.
Время, отведенное на внеурочную
деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным
учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый
стандарт начального образования?
С 1 сентября 2011 года во всех
образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение стандарта является
обязательным.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое
образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная
или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
в
1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание
звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во
2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в
1 классе – 33 учебные недели;
во
2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение
учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются
дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной
нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения,
который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в
неделю;
внеурочную
деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.